Коллеги! С вами Ярослав Голуб, руководитель интернет-агентства INTEC. Как вы знаете, каталог на сайте имеет первостепенное значение. Это сердце вашего интернет-магазина. Поэтому сегодня я хочу поговорить с вами о том, как с помощью грамотной структуры каталога повышать продажи и выжимать из сайта максимум.
«И так сойдет...» и другие подходы к созданию каталога
Обычно создание каталога доверяют разработчикам и получают типичный «каталог производителя» с выгрузкой товаров из 1С (категории, подкатегории, коллекции, линейки, модели). Такой каталог дает представление об ассортименте, но для пользователей и для продвижения в поисковиках он не очень полезен. Кроме того, очень часто в таком каталоге трудно ориентироваться.
Другим вариантом является типичный каталог под SEO. При его создании категории формируются с учетом особенностей поиска продукции потребителями. Это могут быть области применения («плитка для пола»), характеристики товаров (цвет, фактура), бренды и т.д. Иногда при формировании категорий даже опираются на распространенные просторечные запросы и запросы с ошибками.
Однако, не стоит впадать в крайности, когда вы имеете дело с каталогами на сайте. Гигантский каталог с кучей страниц под поисковые запросы или каталог на базе 1С – это неудобно. Конверсионный каталог имеет логичное меню и фильтры, и выдает категорию под каждый частотный запрос.
Делюсь волшебной формулой INTEC. Итак, для создания идеального каталога нужно иметь четкое представление о:
- продукции и ее особенностях,
- поисковых запросах,
- принципах юзабилити.
Решить каталожную проблему поможет специалист по юзабилити, который предложит оптимальную навигацию на базе частотных запросов, информации о продукции от клиента, который свободно ориентируется в ассортименте и пользовательского опыта. При этом вся информация будет представлена самым удобным, понятным и убедительным путем.
SEO, юзабилити и выгрузка из 1С – три кита идеального каталога. Вот почему структура должна стать плодом совместной работы команды сеошников, UX-дизайнера и самого клиента.
Рецепт идеального каталога
1.Берем общепринятую категоризацию товаров от производителя
Но это еще будет не структура, а только исходные данные.
2. Собираем максимально широкое семантическое ядро
Этот этап заключается в изучении поисковых запросов с целью определения наиболее популярных, с помощью которых люди чаще всего ищут данный товар или услугу. Среди них могут быть довольно странные варианты, которые также следует принимать во внимание.
3. Добавляем в структуру категории под самые популярные запросы
Примером такой расширенной структуры может быть раздел, включающий люстры для интернет-магазина. В исходном варианте для таких изделий был только один раздел, однако, с учетом запросов, в него были включены подразделы: потолочные люстры, подвесные люстры, каскадные люстры, люстры-вентиляторы, люстры на штанге и т.д.
Под популярные и потенциально прибыльные запросы в структуре лучше выделять не категории, а отдельные посадочные страницы, которые также могут быть отличным вариантом для рекламы.
4. Прорабатываем популярные смешанные запросы
Иногда поисковый запрос звучит слишком сложно для того, чтобы можно было добавить в каталог такую категорию. Например, «сборные грузоперевозки из Китая в Россию железнодорожным транспортом».
В этом случае можно поступить следующим образом:
- Разделив запрос, выделить в каталоге несколько самостоятельных разделов. Например, для сборных грузоперевозок можно сделать категории по транспорту, стране, типу груза.
- После отслеживания запроса в течение какого-то времени определить, на какую страницу он будет определен самой поисковой системой. Например, она может отнести запрос «сборные грузоперевозки из Китая в Россию железнодорожным транспортом» к странице «сборные грузоперевозки». Тогда его целесообразно оставить там и заняться продвижением этой категории.
5. Прячем «лишние» категории
Создавая категории под популярные запросы, можно получить много похожих друг на друга страниц. Выводить их все в каталог не следует. Да и сами владельцы сайтов очень часто против этого.
Проблема решается очень просто:
- Лаконичное меню в шапке сайта и расширенное боковое.
- Возможность фильтрации товаров по нужному параметру и оформление некоторых результатов работы фильтра в виде отдельных страниц со своим постоянным адресом. Например, для интернет-магазина люстр и светильников мы предусмотрели такие фильтры, как цвет, бренд, тип цоколя материал и т.д.
Это позволило выходить на категории вроде «деревянные люстры» или «пластиковые люстры» без перенасыщения меню каталога. А так выглядит фильтр в каталоге климатической техники:
- Оформление категорий в виде тегов с уникальным адресом.
- Вынос ссылок на популярные категории в футер сайта.
- Сортировка товаров по разным параметрам: цене, новизне,популярности и т.д.
- Использование пагинации (перехода по страницам 1, 2, 3…) и подгрузки (кнопки «Показать еще» на базе технологии AJAX). Лучше использовать в каталоге обе эти возможности, для удобства пользователей.
- Использование броских превью товаров для создания у посетителя первого впечатления о товаре. Таким образом, мы замотивируем его на открытие страницы уже из каталога. Можно дополнить информацию качественным фото, полным наименованием, ценой товара и другими параметрами. Например, карточки проектов домов в списке каталога мы дополнили размерами и площадью.
- Использование стикеров (спецпредложение, новинка или хит) и микроанимации. Тогда покупатель сможет при наведении на карточку получить нужную информацию о товаре или совершить целевое действие (например, добавление в корзину) без перехода на страницу товара.
Можно ли улучшить неудачный каталог?
Теоретически можно. Но здесь имеет значение состояние каталога, возможности CMS и экономическая целесообразность. В одних случаях каталог можно улучшить последовательным внесением изменений, а в других проще разработать новый сайт, который будет поддерживать необходимый функционал.
В любом случае к работе с каталогом нужно привлекать специалистов, так как «битые», пустые или дублирующийся страницы могут существенно ухудшить позиции сайта.